Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её.
Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


X Письмо Старшего Махатмы



X

Письмо Старшего Махатмы

Два фактора должны быть приняты во внимание — (a) определённый период и (b) определённая скорость развития, точно согласованная с ним. Хотя период Mahayuga почти невыразимо длинен, всё же он является определённым сроком, и в течение этого времени должен быть завершён весь порядок развития или, выражаясь оккультной фразеологией, — погружение духа в материю и его возвращение для нового восхождения. Цепь бус и каждая буса мир — иллюстрация, уже знакомая вам. Вы уже задумывались над жизненным импульсом, начинающимся с каждой Manvantara для развития первого из этих миров, чтоб усовершенствовать его и населить последовательно всеми воздушными формами жизни; совершив на этом первом мире семь циклов, или смен развития в каждом из царств, как вы уже знаете, проходит далее вниз по дуге, чтоб подобным же образом развить следующий мир в цепи, усовершенствовать его и оставить; затем следующий и опять следующий и т.д. до тех пор, пока семикратное круговое обращение эволюций миров вдоль цепи не будет пройдено и Mahayuga закончена. Тогда снова хаос — Pralaya. Так как этот жизненный импульс (на седьмом и последнем малом круге от планеты к планете) передвигается вперёд, он оставляет после себя умирающие и — очень скоро — «мёртвые планеты».

Когда человек последнего седьмого малого круга переходит к последующему миру, предыдущий мир со всей его минеральной, растительной и животной жизнью (за исключением человека) начинает постепенно вымирать и с исчезновением последней animalcula1 потухает — малая или частичная Pralaya. Когда же Дух-человек достигает последней бусы в цепи и переходит в конечную Нирвану, этот последний мир тоже исчезает, или переходит в субъективность. Таким образом среди млечного пути звёзд рождение и смерть миров вечно следуют одно за другим, правильною чередою в торжественном шествии Закона Природы. И — как уже сказано — последняя буса нанизана на нити «Mahayuga».

Когда последний цикл, несущий человека, закончится на последней плодородной земле и человечество достигнет в массе степени Будды и перейдёт из объективного бытия в тайну Нирваны — тогда «пробьёт час»; видимое становится невидимым, конкретное возвращается к своему до-Цикловому состоянию атомистического распределения.

Но мёртвые миры, оставленные позади несущимся вперёд жизненным импульсом, не продолжают оставаться мёртвыми. Движение есть вечный закон всего сущего, и сродство, или притяжение, является его сотрудником во всех проявлениях. Трепет жизни снова соединит атомы и начнёт проявляться на инертной планете, когда наступит срок. Хотя все её силы остались statu quo2 как бы спящими, но мало-помалу, когда час вновь пробьёт, — она соберёт нужное для нового цикла человеческого проявления и даст рождение более высокому типу в моральном и физическом отношении, нежели в предшествовавшей Manvantara. И её космические атомы, уже в дифференцированном состоянии (дифференцирующие в проявлениях силы, в механическом смысле движений и следствий), остаются statu quo, так же как и планеты и всё остальное в процессе образования. Так как развитие планет так же прогрессирует, как и человеческая или расовая эволюция, то час наступления Pralaya захватывает серии миров в последовательных стадиях эволюции; — каждый достиг известного периода эволюционного развития, каждый останавливается здесь до тех пор, пока внешний импульс следующей Manvantar’ы не сдвинет его с этой точки, подобно вновь заведённому хронометру. Вот почему я употребил выражение в «дифференцированном состоянии».

При наступлении Pralaya ни человек, ни животное, ни даже растительная сущность не будут жить, чтоб быть свидетелями её, но будут земли или планеты с их минеральными царствами. И все эти планеты будут физически разложены в Pralaya, но не уничтожены, ибо они имеют свои места в порядке эволюции и их «особенности»; вновь проявляясь из субъективности, они найдут определённую точку, с которой они должны начать двигаться вокруг цепи «проявленных форм». И это, как мы знаем, продолжается бесконечно в ВЕЧНОСТИ. Каждый из нас прошёл этот непрекращающийся круг и будет повторять его вечно. Каждое отклонение с пути и скорость прогресса от Нирваны к Нирване управляется причинами, которые человек сам порождает из обстоятельств, в которых он находит себя запутанным.

Эта картина вечного движения может устрашать ум, привыкший мечтать о существовании бесконечного покоя. Но их представление не поддерживается аналогиями в природе, ни данными вашей науки. Мы знаем, что периоды деятельности и покоя следуют один за другим во всех проявлениях природы, от Макрокосмоса с его Солнечными системами до человека и его планеты — земли, которая имеет свои периоды деятельности, сменяющиеся сном. Одним словом, вся природа так же, как и порождённые ею живые формы, имеет своё время отдыха (или обратного накопления сил). Так же и духовная индивидуальность, Монада, которая начинает своё нисходящее и восходящее цикловое вращение. Промежуточные периоды, между каждым большим Манвантарным «Кругом», пропорционально продолжительны, чтоб вознаградить за тысячи существований, пройденных на различных планетах. Время, данное между каждым новым «рождением расы» или малыми кругами, как вы называете это, достаточно длительно, чтоб в этот промежуток времени, проведённый в сознательном блаженстве, после возрождения Ego, вознаградить любую жизнь, полную страданий и борьбы.

Представить себе вечность блаженства или страдания и вознаградить этим за действия, предполагаемые достойными или недостойными, существо, которое прожило столетие или хотя бы даже тысячелетие в теле, может быть предложено лишь тем, кто никогда ещё не осознавал страшное значение слова «Вечность» и не задумывался над законом совершенной справедливости и равновесия, который охватывает всю природу. Дальнейшие сведения могут быть даны вам, которые докажут, как точно явлена справедливость не только в отношении человека, но и к подчинённым ему существам, и бросят некоторый свет, я надеюсь, на мучительный вопрос добра и зла.

Посмотрим, что говорит ваша наука об этнографии и других предметах. Самые последние заключения, к которым, по-видимому, подошли ваши западные мудрецы, излагая вкратце, суть следующие.

1. Наиболее ранние следы человека, которые они могут найти, исчезают перед заключением периода, о котором лишь ископаемые в скалах доставляют им единственную имеющуюся у них нить.

2. Исходя отсюда, они находят четыре расы человека, которые последовательно населяли Европу: (a) Раса, селившаяся по течению рек, мощные охотники (может быть, Nimrod?), которые населяли Западную Европу в тропической зоне того времени, и употребляли оббитые каменные орудия самых примитивных видов, и были современниками носорогов и мамонтов; (b) так называемый пещерный человек, раса, развившаяся во время ледникового периода (эскимосы, говорят они, единственные оставшиеся представители этого типа) и имевшая более утончённые орудия и инструменты из оббитых камней, ибо они воспроизводили с удивительной точностью изображения различных животных, наиболее близких им, посредством остроконечных кремней на отростках оленьих рогов, костях и на камнях; (c) третья раса — человек Неолитического периода уже оттачивает свои каменные орудия, строит дома и лодки, делает глиняную посуду, одним словом, обитатели Швейцарских озёр; и, наконец, (d) появляется четвёртая раса, пришедшая из Центральной Азии. Это светлокожие Арийцы, которые сочетались с оставшимися тёмными Иберийцами — представленными теперь смуглыми Басками Испании. Это есть раса, которую они считают прародительницей ваших современных народов Европы.

3. Они добавляют, что человек — обитатель течения рек — предшествовал ледниковому периоду, известному в геологии как Плейстоценский период и который возник около 240 000 лет тому назад, тогда как человеческие существа (смотрите Geikie, Dawkins, Fiske и др.) населяли Европу по крайней мере на 100 000 лет раньше.

За одним исключением, они все ошибаются. Они подходят довольно близко, тем не менее теряют след в каждом случае. Было не четыре, но пять рас; и мы являемся пятой, с остатками четвёртой. (Более совершенная эволюция или раса с каждым Mahacyclic кругом.) Первая раса появилась на земле не полмиллиона лет тому назад (теория Fiske), но несколько миллионов. Последняя научная теория принадлежит Немецким и Американским профессорам, которые говорят устами Fiske: «мы видим человека, обитающего землю, может быть, около полумиллиона лет по всем причинам немым».

Он прав и не прав. Прав относительно того, что раса была «немой», ибо долгие века молчания потребовались для эволюции и обоюдного понимания речи, от стонов и бормотаний первой человеческой ступени после наиболее развитых антропоидов (расы, теперь исчезнувшей, ибо «природа закрывает дверь за собой» в своём движении вперёд, более нежели в одном смысле), до первого, издающего односложные звуки, человека. Но он не прав, говоря всё остальное.

Кстати, вы должны прийти к какому-нибудь соглашению относительно терминов, когда обсуждаете цикловые эволюции. Наши термины непереводимы, и без основательного знания нашей полной системы (которая не может быть выдана, за исключением настоящих посвящённых) они ничего определённого не дадут вашему представлению, но лишь послужат источником путаницы, как в случае с терминами «душа» и «дух» у всех ваших метафизических писателей — особенно у спиритуалистов.


1 Animalculum — душонка (лат.).Примеч. ред.

2 Statu quo — в прежнем состоянии (лат.).Примеч. ред.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел