Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Отвернемся от тьмы, даже травы умеют тянуться к Свету.
Мир Огненный, ч.1, 585

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


С.Н. Рерих. Сюжетные картины
С.Н. Рерих. Распятое человечество. Триптих. 1939-1942



С.Н. Рерих. РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. 1939-1942
Триптх. Холст, темпера. 153,0 x 92,0
Государственный музей Рерихов. Россия, Москва

«Центральное полотно триптиха — “Распятое человечество” — апокалиптически устрашающе. На нём изображена, без малого в размер всего полотна, фигура простёртого в распятии человека. Как будто бы и давно привычный образ, заимствованный из религиозной живописи. Однако непременный атрибут самого распятия — крест — отсутствует. Человечество распинает себя во времени и пространстве. Из разверстых небес низвергается на землю всеиспепеляющий огонь. Это вселенское жертвенное распятие показано на фоне шествия воинов, пылающих городов, толпы отчаявшихся, обречённых, взывающих к кому-то и свидетельствующих о чём-то людей. Центральное полотно трактует уже разразившуюся катастрофу, это — сегодняшний день, к которому неминуемо подвели нас предшествующие годы и из которого должен родиться день завтрашний».
П.Ф. Беликов. «Святослав Рерих. Жизнь и творчество».

«Святослав Рерих, отвечая на выставках на вопросы зрителей, обычно давал этому полотну такое пояснение: “Это — война иного порядка, она выражает борьбу человека с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических “я”, которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними рождается новый, освобождённый человек. Его светящаяся фигура вырисовывается в сфере направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает основную мысль триптиха, которая сводится к тому, что без изжития уродливых проявлений собственного “я”, без подлинного самоусовершенствования каждого человека человечеству не избежать повторения того, чему посвящены два других панно».
П.Ф. Беликов. «Святослав Рерих. Жизнь и творчество».

«Обход своей выставки, как правило, Святослав Рерих начинал с триптиха, всегда окружённого плотной стеной зрителей. Триптих создавался в 1939 — 1942 годах, и его тема была подсказана художнику второй мировой войной. Голгофа триптиха (центральное полотно — “Распятое человечество”) — апокалиптически величественна и устрашающа. Гигантская, без малого в размер всего полотна, фигура простёртого в распятии человека. Над ним разверстые небеса, откуда низвергается на землю испепеляющий огонь. У ног распятого — две небольшие склоненные фигуры людей, как бы оплакивающих вселенскую жертву. На заднем плане — пылающие города, суровое воинство, толпа отчаявшихся, обречённых, взывающих к кому-то и свидетельствующих о чём-то людей. Все эти символические образы ассоциируются с военной трагедией и истолковываются без затруднений».
П.Ф. Беликов. «На выставках Святослава Рериха».


Назад в раздел