Н.К. Рерих. ЗМИЙ ДРЕВНИЙ. 1924
Холст, темпера. 74,2 x 117,5
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.
Россия. Москва
В картине Рериха загадочно сошлись две сюжетные линии — дракон среди хаоса мировых вод и рождение Афродиты. Узнаваемы первоисточники, которые цитирует Рерих. Восточная линия, вероятно, ведёт свою родословную от свитка «Драконы и водопад среди скал» старинного китайского мастера Чен Юнга, западная же — от известного памятника античности «Трон Людовизи».
Произведение Рериха допускает различные интерпретации. Одна из них, связанная с Апокалипсисом, предложена В.С. Соловьёвым: «В конце Вечная красота будет плодотворна, и из неё выйдет спасение мира…» Этот исход — спасение мира красотой, несомненно, созвучен идее рериховской серии «Знамёна Востока».
Доктор искусствоведения, Е.П. Маточкин
Назад в раздел