Н.К. Рерих. ЛАДАКХ. ЛЕХ. КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ. 1925
Холст, темпера. 50,6 х 70,7
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
«Ладак нередко называют Малым Тибетом. Находясь вдалеке от религиозных и культурных центров собственно Тибета, он сумел сохранить основы самобытной культуры. Архитектура Ладака развивалась в основном как монастырская. Здесь находится множество монастырей, расположенных в самых непостижимых местах — на выступах высоких гор, на краях ущелий.
Одной из задач экспедиции Н.К. Рериха было изучить эти памятники культуры и запечатлеть их на художественных полотнах...
С увлечённостью первооткрывателя описывает Рерих всё значительное в искусстве, что встречалось ему на горных путях. Он открывает целый мир, доселе малоизвестный Западу. Как и прежде в России, когда он впервые запечатлел древнюю архитектуру России, так и теперь с его полотен встают в лучах заката среди скалистых утёсов пламенные твердыни — чудо-монастыри. Удивительно, с каким проникновением передал Рерих творения древних зодчих Азии в их гармонической связи с устремленными к небу горами...
Монастыри в Ладаке строились по определённым правилам: они располагались на самой большой возвышенности и были ориентированы на восток, навстречу первым лучам восходящего солнца» (Н. Василькова).
«Дворцы старой тибетской аристократии, многие семьи которой возводят свой род к древним царям и вождям кочевых племен, — это подлинные музеи произведений старинного искусства. Аристократы часто обладают прекрасными библиотеками манускриптов тибетских религиозных текстов, написанных старой орфографией. Изучение этих коллекций значительно обогатит наши знания о тибетском искусстве».
Ю.Н. Рерих. «Проблемы тибетской археологии».
Назад в раздел