Н.К. Рерих. КАРДАНГ. 1933 (Лист альбома)
Бумага, темпера, карандаш, 14,0 x 22,7
Музей Николая Рериха. США. Нью-Йорк
«С XI века монастыри стали укрепляться, превращаясь в центры экономической и политической власти в стране. Началась борьба за влияние между школами буддизма, между настоятелями монастырей. Так, в XIII веке Пагпа-лама (школа Сакья) стал наставником монгольского императора, а также светским и духовным главой Тибета. В XVI веке появился титул "Далай" ("Великий"), полученный от Алтан-Хана настоятелем монастыря Дрепунг. При Пятом Далай-ламе, оставившем яркий след в духовной и светской жизни Тибета, в монастыре Таши-Лумпо появился первый Панчен-лама, ставший духовным наставником Далай-ламы.
Монастыри строили не только буддисты, но и поклоняющиеся силам природы приверженцы примитивной религии бон — "чёрной" религии скотоводов и кочевников, которая буквально хлынула в Тибет из верховьев реки Хуанхэ. Их обряды во многом противоположны буддизму. Так, у буддистов хождение в храме и обход субургана производится по солнцу, а в религии бон — против солнца; то же касается свастики, которая в бон-по вращается против солнца, в отличие от буддизма».
Валл Маргарита. Журнал "Восход". 2010. № 6-7.
Назад в раздел