Н.К. Рерих. ЭЛЛОРА. (АШРАМ). 1938.
Холст, темпера. 92,0 x 61,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва
«Шри Ланка, ставшая уже в III веке до н.э. оплотом буддизма, дала Рериху образ для картины "Ашрам", которую, как и большинство своих любимых сюжетов, он писал потом в дополнительных вариациях. В III в. до н.э. император Ашока направил на Цейлон специальную миссию для распространения буддизма во главе со своим сыном Махендрой. В ответ на это царь Шри Ланки Тисса принял в честь Ашоки его титул — "Угодный богам" (Деванампия) — и воздвиг древний буддийский комплекс, включающий в себя храм в скале — Иссурумунию, со статуей лежащего Гаутамы Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов, сохранившиеся в своем первозданном виде. Художник творчески подошёл к трактовке увиденного: скалы выросли в размерах, а расщелина между ними стала скрытым входом — ступенями в древний Ашрам, который охраняют слоны, символы божественной мудрости. Маленький рукотворный пруд с зеленой водой превратился в глубоководный водоем, где лодка с двумя страждущими познания путниками кажется очень маленькой в сравнении с обителью, где познают Учение Благословенного Будды».
М.Ю. Миронова. "Природные и рукотворные святыни Востока в художественном наследии Н.К. Рериха".
«На юбилейной выставке в залах Академии художеств, посвященной столетию со дня рождения Рериха, экспонировались две цейлонские работы. Они очень верно передают самую суть пейзажа. В данном случае произведения рождены впечатлениями от священного пруда и больших рельефных изображений слонов, высеченных на скале около древнего буддийского монастыря Исурумуния в Анурадхапуре».
А.Д. Алехин. "Творческий метод Н.К. Рериха".
Назад в раздел