Н.К. Рерих. УРОЧИЩЕ. 1912
Эскиз к опере Н.А. Римского-Корсакова и
пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»
Картон, темпера. 56,0 x 70,0
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
«Интересна история создания «Снегурочки». Римский-Корсаков вспоминал, как, "прозрев" однажды "на удивительную поэтическую красоту" "весенней сказки" А.Н. Островского, он почувствовал особое вдохновение: "...Тяготение к древнему обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета... лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания... чем поклонение Яриле-Солнцу...
"Снегурочка" — это музыкальная поэма о чудесном преображении природы. С почти непостижимым искусством воплотил композитор в музыке смену времён года, звуки, краски и ароматы весны. Чередующиеся эпизоды оперы — то яркие и радостные, наполненные звонкими голосами, то мягко-лирические, пронизанные тихим светом народной поэзии, — создали многокрасочную картину жизни тех доисторических людей, которые жили в согласии с миром великой Природы, не ведая неправды и зла. Но опера Римского-Корсакова — это нечто гораздо большее, чем чуткие, согретые человеческим теплом картины природы. Здесь нашли отражение глубокие размышления художника о мудрости и неисчерпаемости природы и жизни».
Журнал "На Восходе". 2003. № 4.
Наталия Дмитриевна Спирина писала о произведениях Николая Константиновича Рериха: «Каждая картина, каждая декорация Н.К. Рериха — это музыка, воплощённая в красках, со своими мелодиями, гармониями, ритмом... Радостно звучащие зелёные и золотистые тона в эскизе декорации к "Снегурочке" — "Урочище" — передают весеннее ликование музыки у Римского-Корсакова. Тёмные коричневые тона камней, как басовые аккорды, только подчёркивают свежесть звучания молодой зелени берёз...»
Назад в раздел