Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения.
Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Женская серия
Н.К. Рерих. Царица небесная. 1911



Н.К. Рерих. ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ.
Эскиз росписи для храма Святого Духа в Талашкине. 1911
Бумага на картоне, гуашь, карандаш, акварель. 47,0 x 31,0
Собрание Джо Джагода. США. Даллас

Княгиня М.К. Тенишева — верная поклонница древней Руси, открыла в Талашкине, в своём имении под Смоленском, целый городок — мастерскую, преследующую цели возрождения русского прикладного искусства, начиная с убранства дома и кончая мелким шитьем и игрушками, устроила театр, учредила рисовальную школу. Здесь работали П.П. Соколов, И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин, П.П. Трубецкой, А.Н. Бенуа и другие. В 1908 году Тенишева встретилась в Москве с Рерихом и предложила ему выполнить росписи в церкви св. Духа во Фленове близ Талашкина.

«В течение лета, проведённого в Гапсале, Н.К. написал эскиз главной абсидной фрески "Царица Небесная"… В августе Рерих свёз его в Талашкино, и там вопрос о росписи был решён окончательно». "Отдел рукописей ГРМ".
«Эта была работа настолько величественна и необычна, что её можно сравнить только с самыми значительными монументальными произведениями искусства Древней Руси, Византии или Эпохи Возрождения. Она была высоко отмечена современниками, в том числе и патриархами русской церкви. Центральное место в картине занимает Царица Небесная, фигура которой простирается через все миры, объединяя собой мир земной и мир надземный. Со всех сторон она окружена святыми, пророками, ангелами; она — центр Мироздания.
"Вокруг Неё вырастают великие небесные города, охраняемые полками Ангелов; молитвенно к Ней обращены сонмы Святых" Э.Ф. Голлербах.
Всё устремляется к Матери, как бы образуя круговую композицию. Мир земной, символизируемый рекой с малыми судёнышками, занимает далеко не самое значительное место во всём построении, основное пространство картины заполнено Существами Высших Миров.

Судя по описаниям современников, роспись была необычайно красочная, яркая, переливающаяся всеми оттенками красок. Саму Богоматерь — как источник Высшего Света — художник изобразил в серебристо-белых тонах, с розовым и золотым. Сергей Эрнст описал колорит "Царицы Небесной": "Её колористический порядок таков: в центре — белое, золотое, зелёное, жёлтое с переходами в красное и бирюзовое, выше — жёлто-красно-карминное, та же гамма продолжается и ближе к склонам, в архитектуре преобладает бархатно-чёрное, на котором выделяются фигуры святых — белое, зелёное и коричневое. При росписи для богатства и ясности тона пришлось вследствие размеров храма употреблять сильные краски — чистую сиену, краплак, ультрамарин, чистый кадмий, чистую киноварь"».
По статье Н. Кочергиной «Пламенное сердце». Журнал «Восход». 2008. № 2.

Поэт Максимилиан Волошин, увидев на выставке эскиз росписи «Царицы Небесной», был потрясён.
Вс.Н. Иванов писал: «Катится, холодно, своим чередом идёт таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые судёнышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица…»

Н.К. Рерих в своих воспоминаниях писал, что «работу над росписью "Царица Небесная" ему помешала закончить первая мировая война. Сама роспись погибла, но сохранились некоторые эскизы и фотодокументы. Эскизы дают представление о стилистическом и цветовом решении росписи (живопись была исполнена на холсте, наклеенном на штукатурку). Живопись стала гибнуть вскоре после её исполнения. В 1914 году Рерих вместе с братом и П.С. Наумовым, Е.З. Землянициной, П.Н. Покровским провели тщательный осмотр церкви и выявили нарушения при строительстве, которые вызывали сильную сырость, а отсюда и порчу живописи».
Искусствовед Л.С. Журавлёва. «Н.К. Рерих в Талашкине».

Примечание:    Распространено мнение, что это эскиз росписи для храма Святого Духа в Талашкине 1911 года "Царица Небесная (над Рекой Жизни"), но первое упоминание об этом изображении встречается в августе 1931 года.








Назад в раздел