Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Качество добра есть великое насыщение действия справедливостью и сердцем.
Мир Огненный, ч.3, § 317

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Русское
Н.К. Рерих. Зловещие. 1901



Н.К. Рерих. ЗЛОВЕЩИЕ.
Серия «Начало Руси. Славяне (и варяги)». 1901
Xолст, масло. 104,0 х 233,5
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург

«В 1901 — 1902 годах Рерих пишет картину "Зловещие", в которой пейзаж из натурного и исторического перерастает в пейзаж философский, заключающий глубокие обобщения. Тема воронов, "вещих птиц", зародилась у художника в статье "На кургане". Вороны, "свидетели истории", птицы сказок и народных легенд, изображены здесь на фоне древнего городка-крепости.
Расширяя тему, художник коренным образом меняет композицию картины: отбрасывая всю верхнюю часть изображения с городком, оставляя лишь воронов. Изменяется и характер пейзажа, он становится символическим: вдали на прибрежных камнях сидят мрачные птицы - вороны, позади их - обобщённые очертания курганов и далёких островов. Сумрачная атмосфера Балтийского моря, его суровая поэзия усиливает символическое звучание темы "вещих птиц", предрекающих события.

Художник много работал над силуэтами воронов, сделал несколько карандашных и акварельных набросков первоначальной композиции. Для пейзажа он использовал гуашь "Камни" (Астраханская картинная галерея). Но характерно, что заимствованные из другой работы элементы пейзажа органически сливаются с "внутренним образом" картины, который возникает как результат длительных наблюдений и широкого обобщения природы Севера и средней полосы России. Примеры использования отдельных элементов пейзажа, взятых с натуры, встречаются у Рериха и позже. Например, в картине "Никола" (1916, Киевский музей русского искусства) камни на переднем плане целиком переписаны с этюда».
Б.А. Смирнов-Русецкий.
«Русский пейзаж в творчестве Рериха».


Назад в раздел