Н.К. Рерих. ИДОЛЫ. Эскиз. 1901
Картон, гуашь. 49,0 x 58,0
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
На основе материалов археологических раскопок, на¬родных преданий Н.К. Рерих силой воображения воссоздаёт древний исчезнувший мир.
На высоком холме — языческое капище, место, куда люди приходили молиться и приносили жертвы богам. Деревянные идолы украшены яркими орнаментами и резьбой. В центре возвышается самый большой идол, изображающий главное божество. На частоколе, окружающем священное место, черепа жертвенных животных.
«Работая над "Идолами", Рерих писал на родину: "Эскиз к "Идолам" меня радует — он сильный, яркий, в нём ни драмы, ни сентиментальности". Как и предыдущим работам Николая Константиновича, "Идолам", безусловно, присуща романтическая приподнятость. Но это романтизм без идиллии, драматизации или умиления перед стариною. Их заменяет торжественная суровость, столь характерная для древнего человека перед лицом матери-природы. В "Идолах" изображено капище, огороженное сплошным частоколом из брёвен. Посреди капища возвышается большой деревянный идол, рядом с ним несколько меньших. На частоколе черепа жертвенных животных. К языческому святилищу пришёл седовласый старец. Проплывающие по реке ладьи и недвижный оскал черепов говорят ему о единстве жизни и смерти. Он постиг эту истину бытия, и она не пугает его. Такое цельное мировосприятие художник называет "здоровым языческим настроением".
Рерих поставил перед собой трудную задачу — передать это настроение в выразительной и достоверной форме. И он нашел её. Кольцевая композиция, обобщающие линии рисунка, ритмичные сопоставления цветных плоскостей придали картине монолитность. Декоративно звучный стиль "Идолов" далёк от той манеры письма, которая была характерна для "Гонца". По сравнению с ним "Идолы" — новый этап в творчестве художника».
П.Ф. Беликов, В.П. Князева. «Рерих».
Назад в раздел