Н.К. Рерих. ТРОПА ПРЯМОЕЗЖАЯ. 1912
Картон, гуашь, темпера, акварель. 44,8 х 44,5
Нижегородский государственный художественный музей. Россия
«Большое место в искусстве Рериха занимают образы народных сказок. Изучая фольклор, он постоянно ощущал богатство фантазии, красоту духовного мира русского человека… Рерих обращался к самым древним, самым любимым образам русских народных сказок. Его познания в этой области неисчерпаемы. Темы всегда новы и занимательны. На полотнах художника по небу плывёт ковёр-самолёт, возвышается причудливый замок кикиморы, кудесники и колдуны творят земные и водные заклятья, землю и леса населяют странные существа: змиевна, оборотни, лесовики, ведуньи. Таинственны, молчаливы тропа прямоезжая, могила великана, туманный замок.
Рерих стремился не только раскрыть красоту народного творчества, но и убедить современников в том, как поэтична была старина, оставившая такое богатое наследие». «Мир идей и дел Н.К. Рериха»
«"Тропа прямоезжая" — один из редких, в этот период "чистых" пейзажей Рериха. Он органично дополняет картины художника с такими сказочными мотивами, как «Ковер-самолет», «Замок Кикиморы», "Ведунья", "Чародей", "Лесовики" и другими, раскрывающими своеобразие и закодированную мудрость славянского фольклора. Рерих был убеждён в том, что в древних символах сокрыты изначальные знания народа, "забытые истины". "Самые серьёзные учёные,— писал он,— уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков». И.Н. Кузнецова. "Собрание Нижегородского Государственного Художественного Музея".
Назад в раздел