Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Бог есть любовь, и всё существование Вселенной обязано именно любви, и ничему другому.
Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


М. Чевалков. Алтайский эпос
М. Чевалков. Алтайский эпос


Мирослав Павлович Чевалков — алтайский живописец, автор произведений, созданных на основе мифов, легенд и исторических событий Алтая, Древней Руси и Древней Греции.
Для Мирослава Павловича ярким примером стало творчество алтайского художника Г.И. Гуркина и русского художника В.М. Васнецова.
В картинах Мирослава Павловича отражён мир народов, близких его сердцу, но центральной темой его творчества остаётся Алтай. Природа Горного Алтая — необыкновенно красивого сказочного края, чарующего своей красотой, вдохновляла художника. В пейзажах Чевалкова, посвящённых природе Алтая, чувствуется восторг и уважение к мощи и красоте родного края. Им созданы прекрасные работы, на которых сверкают кристальной чистотой вершины священной Белухи, сияет нежная синева небес, радует глаз сочная зелень лугов, усыпанных красочной россыпью цветов.

Первозданному и прекрасному миру природы созвучен и богатый алтайский эпос — яркие мифы и легенды, полные глубокой вековой мудрости и красоты. Эпос для алтайцев — это основа их нравственности, языка, основа всей духовной культуры. В произведениях художника отражено всё лучшее, что есть в алтайском эпосе, — это и духи природы, и герои-богатыри, наделённые необыкновенной мощью, отвагой, совершающие подвиги в борьбе со злом. В образе богатырей М.П. Чевалковым воспевается не только мощь и сила, но и ум, благородство и любовь к своему народу.

Особое место в творчестве художника занимают работы, посвящённые эпохе скифов и тюрок. Художник досконально изучает данные всех научных открытий о ранних кочевниках, сделанных археологами в Горном Алтае. В картинах этой серии словно оживает историческое прошлое Алтая. Археологическая точность, соединённая с богатым творческим воображением художника определили дух подлинного историзма его работ. По словам археолога В.Д. Кубарева, «в красочных акварелях, динамично передающих военные сцены пазырыкской эпохи или древнетюркского великодержавия чувствуется желание художника быть очень достоверным, изображая тактику боя или специфичные виды оружия того времени. Этнографически точно прорисованы Чевалковым костюмы персонажей, реконструкция которых тоже основана на археологических материалах, обнаруженных в промёрзших курганах Алтая».
Благодаря Мирославу Павловичу перед нами предстали сибирские скифы такими, какими они были. Мы увидели этих людей, их жизнь, обычаи и нравы.

Мирославу Павловичу близок эпос Алтая. Его привлекают героические характеры: богатыри — защитники, идущие на подвиг и самопожертвование ради блага родного народа. На его картинах оживают любимые образы алтайских богатырей, которые наделены не только необыкновенной мощью и отвагой, но и высокими нравственными качествами.
По картинам художника мы знакомимся с тем временем, когда алтайский народ вёл борьбу с джунгарскими ханами, нападавшими на земли Алтая.

Художника с детства интересовали легенды и мифы Древней Греции: странствия Одиссея, подвиги Геракла. На акварелях Мирослава Павловича изображены все 12 подвигов этого богатыря. Чевалков подробно иллюстрирует странствия Одиссея. В этом герое художнику близко стремление познать мир, его сила и бесстрашие — качества, с которыми Одиссей преодолевает бесчисленные препятствия.

Темой его произведений становится не только историческое прошлое Алтая, мифы Древней Греции, но и предания Древней Руси, её легенды и сказки, полные глубокой мудрости и красоты. Влияние русского приволья, русская напевность былин и сказаний нашло отражение в его работах, посвящённых русским народным песням, сказаниям и былинам, в которых главными героями являются богатыри — защитники слабых и угнетённых. Часть своих картин он пишет на сюжеты русских песен, что довольно редкое явление в живописи.
Латышский поэт, философ Рихард Рудзитис писал: «Культурный деятель… стремится к культурному сотрудничеству, он всеми силами старается способствовать взаимопониманию, объединению и содружеству индивидов и народов». Таким деятелем был и Мирослав Павлович Чевалков, который своим творчеством объединил культурное достояние разных народов. Оно органично вошло в историю как алтайского, так и русского народного искусства.