Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Меньше всего Нас занимают словесные утверждения. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия.
Община, 179

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


1920-е-1930-е. Центральноазиатская и манчжурская экспедиции, их значение для Сибири



“Внешнебиографическая” связь между Рерихами и Сибирью – это недолгий период в составе знаменитой Трансгималайской (Центральноазиатской) экспедиции. В Новосибирск (Новониколаевск) Н.К.Рерих с женой Еленой Ивановной и сыном Юрием и сопровождающими их Зинаидой Григорьевной и Морисом Михайловичем Лихтманами (ближайшими сотрудниками Рерихов в Нью-Йорке) прибыли из Москвы 26 июля 1926 года. На следующий день – 27 июля – пароходом отправились в Бийск. После экспедиции на Алтай Рерихи вернулись в Новосибирск 27 августа и оставались в Новосибирске до 4 сентября 1926 года.

Какая внутренняя суть стоит за этими скупыми цифрами? И почему именно об этом крае скажет Н.К.Рерих: «Здесь будет оплот эволюции»?

Рерихи и Сибирь – это не страница прошлого, это страница настоящего и будущего. Вспомним вместе, как она складывалась.

Во время второй экспедиции, манчжурской, Николай Константинович Рерих, путешествуя вместе со своим старшим сыном Юрием Николаевичем по Китаю, в 1934 году приехал в Харбин. Это стало большим событием в жизни русских, проживавших там. Из многих подходивших к нему харбинцев Николай Константинович выбрал небольшую группу людей, духовно наиболее готовых к сотрудничеству с ним. Борису Николаевичу Абрамову Н.К.Рерих вручил кольцо ученичества.

Впоследствии, еще в 40-е годы, Борис Николаевич стал мысленно воспринимать сначала отдельные слова, а затем и целые фразы, приходившие ему из пространства. Е.И. Рерих подтвердила их Высокий Источник, выразила ему свою радость и советовала продолжить работу в этом направлении1. Такое же подтверждение получила и ученица Б.Н.Абрамова – Н.Д.Спирина2.

С этого времени один из возможных путей Великого Плана, о котором в Учении было сказано: «В новую Россию Моя первая весть», осуществлялся по линии духовной преемственности, идущей от Николая Константиновича Рериха к его ближайшему ученику — Борису Николаевичу Абрамову. «Эту весть надо было передать русскому народу. России суждено великое будущее, и надо было начинать готовить это будущее», — говорила Наталия Дмитриевна Спирина, объясняя причину их возвращения на родину.

Несомненно, Борису Николаевичу приоткрывались картины суждённого будущего России. Это становится ясно из его Записей и бесед с учениками: «Теперь созданное воплощается в жизнь. Новый центр Культуры утверждается там — север, град со старым славянским названием»3 (1957 г.). «Цель знаете, План знаете и знаете, где и как приложить свои силы...»4 (1958 г.) «Нам в будущем не малое отведено место и труд. Ускорение идёт в геометрической прогрессии. Сознание приготовьте к неожиданностям. Цель одна — к Приходу людей подготовить. Будет Музей и репродукции всех размеров»5 (1958 г.).

Наталия Дмитриевна вспоминает эти времена так: «Нам в Харбин без конца писали и Николай Константинович, и Елена Ивановна: «Ехать, ехать и ехать на родину! Вы там нужны». Они писали, что если мы там будем только читать Учение, и то уже сделаем очень большое дело для пространства России. … Как нам и было указано, Борис Николаевич, а вслед за ним и я, уехали в Россию. У него на руках была больная жена, а у меня – мать, которой было далеко за восемьдесят. Это стало возможным в 1959 году»*.

Б.Н.Абрамов и Н.Д.Спирина привезли с собою книги Учения Живой Этики и Записи Бориса Николаевича. В те времена пытаться провезти такую литературу через границу было большой отвагой, но Высшей Помощью всё обошлось благополучно. Настал срок прихода Учения Живой Этики в Россию Азиатскую.

За два года до этого, после ухода из жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, на Родину в августе 1957 года (по приглашению Н.С.Хрущёва) возвратился их сын Юрий Николаевич, тем самым осуществив заветную мечту всей семьи. В Институте Востоковедения АН СССР он возглавил сектор истории религии, философии и культуры Индии. Ю.Н. Рерих привёз с собой огромную библиотеку редких книг, архивные материалы и более 400 картин своего великого отца. В этом же году Советом Министров СССР было принято постановление "Об организации Сибирского отделения Академии Наук СССР". Учёные разных специальностей выразили желание переехать на постоянное жительство в Сибирь с тем, чтобы работать в научно-исследовательских институтах, созданных на основе последних достижений мировой науки, по принципу комплексности. О том же думали Рерихи, создавая в своё время Институт "Урусвати" и мечтая о городе Знания.

В 1958 году в залах Московского Союза художников открывается первая выставка из привезённых картин Н.К.Рериха. Затем начинается шествие этой выставки по городам Советского Союза.

В беседах тех лет Юрий Николаевич утверждал6: «В России многое происходит по Плану. Сбываются предсказания, хотя и не совсем так, как предусматривалось. Сейчас много говорят об Алтае, Сибири. «Новые люди на новом месте»… В Новосибирске усиливается филиал Академии наук. Если бы мне предложили ехать в Новосибирск, я охотно поехал бы». Кроме того, Юрий Николаевич постоянно упоминает о Музее Рериха в Сибири. После большой выставки картин Николая Константиновича он пишет: «…Предстоит отбор вещей на Ленинград и Сибирь (Новосибирск)». И далее приводит «последнее решение Министерства: автономная экспозиция при Русском Музее и Музей в Новосибирске». Решение это выполнено не было – но, как и во всем, «сбываются предсказания, хотя и не совсем так, как предусматривалось».

Дальнейшая история воплощения идей Рериха в Сибири – это история несломимого энтузиазма Н.Д.Спириной и огромная помощь академиков В.А. Коптюга, А.А.Трофимука, А.Л. Яншина, А.П. Окладникова. Сибирское Рериховское Общество в постоянной дружбе с Сибирским отделением РАН открывают новую страницу российской культуры, значение которой вполне оценят потомки.


1 "Родной мой Борис, отбросьте все сомнения. ... С радостью, троекратно подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника. ... Очень хотела бы иметь ещё строки Изречений, явленных Вам". (Письмо Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову от 28.12.1954)

2 "Она может прекрасно писать под диктовку В.Вл. и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки" (письмо Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову от 23.01.1951)
"Пусть пишет со всем пылом сердца своего, не сомневаясь ни в чём. Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их". (письмо от 24.01.1954).

3 Искры Света. Вып. 2 – 3. Новосибирск, 2000. С. 47.
4 Грани Агни Йоги. 1958. Новосибирск, 2007. С. 32.
5 Искры Света. Вып. 4. Новосибирск, 2000. С. 5.

6 Свет Огня. Вып. 3-4. Ноябрь 1990. Рига: Угунс, с.83. (также "Перед Восходом", 1998, №8). Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. Сборник. Новосиб., 1994. С. 98.

* "Устремленное сердце", С. 316.


На сайте Музея Н.К.Рериха на Алтае вы можете прочесть также книгу Г.Д.Ярцевой "Рерих и Алтай".
Более подробно о Б.Н.Абрамове >>> и Н.Д.Спириной >>>



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку