Н.К. Рерих. ДЗОН-КАПА. 1924
Холст, темпера. 73,7 x 117,6
Собрание А.В. Мельникова. Россия. Москва
«Цзон-ка-па медитирует среди скал, объятых фиолетовой дымкой, снежные пики гор уже золотятся в первых лучах солнца, озаряющих и самого мыслителя. Но, быть может, это свет, излучаемый аурой духовного подвижника, устремляется вверх и освещает ясные утренние вершинып». Р. Рудзитис
В 1357 году родился Великий Тибетский Реформатор Цзон-Капа, школа которого заняла верховное положение в духовной иерархии Тибета…
В XIV веке в буддизм стали проникать тантризм, магия, его первоначальные основы постепенно затемнялись, и учение стало носить смешанный характер. Дзон-Капа, как настоящий Бодхисаттва, вместо того чтобы изучать древние санскритские тексты в Индии, остался в Тибете и занялся очищением буддизма.
Приход Цзон-Капы знаменует возвращение к более чистой форме буддизма, уже проповеданной Атишей, его прославленным предшественником. Основной аспект Цзон-Капа сделал на возрождение нравственности и монашеской дисциплины. Основанная им школа называлась «Реданпа» — «Школа добродетели».
Дзон-Капа очень высоко ставил понятие Учителя и многие его труды посвящены этой теме, его учение называют ламаизмом. Он практически возродил значение духовного наставника. По традиции считается, что Цзонкапа имел своим духовным водителем Манджушри, который являлся ему в уединении в горах Амдо. Считается также, что иногда его вдохновлял сам Майтрейя.
Школа Гелугпа до настоящего времени занимает ведущее положение, и все Далай-ламы принадлежат к этой школе. Цзон-Капа по праву назван великим реформатором тибетского буддизма.
Назад в раздел