Н.К. Рерих. ПОЛОВЕЦКИЙ СТАН. 1908
Эскиз к опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
Бумага на картоне, пастель, уголь, гуашь. 52,0 х 70,5 Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
«Созерцая "Половецкий стан", ощущаешь напоенную зноем, запахами трав и дымом бесконечную степь, точно оберегаемую небесным покровом… Небо, жёлтое с красновато-коричневыми переливами, оно словно раскалилось от полуденного, ещё не ушедшего зноя, от солнечного заката и жара костров… Весьма точно сказал искусствовед Голлербах: "Небо Рериха никогда не воспринимается нами как декоративный фон, оно всегда активно воздействует на нас".
Стан кочевников разместился вблизи неширокой петляющей реки, среди долин и холмов. Виднеющиеся у линии горизонта холмы своими контурами напоминают юрты, украшеные простым, но характерным восточным орнаментом…
Художник создал необычный для того времени образ Востока, но именно этот Восток "был подсказан Рериху изумительной музыкой Бородина и соответствовал его собственным глубоким знаниям и исторической интуиции"».
Е. Яковлева. «Театрально-декорационное искусство
Н.К. Рериха»
«В своей манере и в то же время по-иному рисует художник "Половецкий стан" — стоянку кочевников в первозданном мире холмов, курганов, пустынных далей и огромного неба, занимающего большую часть сценического пространства… Взамен обычных шатров появились коричнево-красноватые с зеленоватым отливом кибитки, украшенные примитивным орнаментом и расположенные произвольно, а не симметрично, как это было принято в то время. Их скругленные неровные силуэты то видны целиком в объемных постройках первого плана, то на живописном заднике, частично скрытые неровностями почвы».
Ф.И. Сыркина. «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество»
«В "Половецком стане" такая выдержанность, такое настроение от всех этих шатров с вьющимся дымом костров, от тяжёлого облачного неба...»
«Запросы жизни». 1910. № 12
Назад в раздел