Н.К. Рерих. СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ. 1905. Проект фрески
Холст, масло, темпера. 321,5 х 367,0
Константиновский дворец (Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне).
Россия. Санкт-Петербург
Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Рерих так пояснял картину: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище Ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне».
В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов — Йеллингский камень, представляющий собой массивную глыбу высотой 2,5 метра, воздвигнутую ок. 986 г. датским королём Харальдом Синезубым.
Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески: «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нём мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт».
За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов.
Самоцветный камень.
В нём добро и зло.
Краеугольный камень.
На нём мир стоит.
Вся земная твердь на камень опирается.
Бытие всё на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы.
Архистратиг сам у камня дозор ведёт.
От усталости не помнит себя, а всё сторожит.
Сокровищем держатся все города ангельские.
Всем конец придёт.
Н.К. Рерих.
Назад в раздел