Н.К. Рерих. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ С ОЗЕРА НЕРО. 1903
Дерево, масло. 30,5 х 81,3
Частная коллекция. США
Ростов Великий известен с X века как центр древнерусского Ростовского княжества.
«Рерих был первым, кто так естественно передал спокойную тяжеловесность, монолитность, прекрасную простоту древнерусских строений, их органическую связь с землёй, с окружающим пейзажем, передал конструктивность и скульптурность построек, их фактуру, лепку и, наконец, их древность.
Рерих не столько пишет, сколько, подобно строителю, возводит в своих картинах архитектурные сооружения, прилаживает камень к камню, бревно к бревну, подводит к ним мощные контрфорсы, оставляет в стенах и башнях узкие щели бойниц, укладывает надёжную кровлю.
Большое значение он придавал выбору формата холста, картона или бумаги, который всегда максимально соответствует в его работах особенностям архитектурных построек, пейзажа.
Так, если Ростовский кремль написан Рерихом на холсте, вытянутом по горизонтали, то для большой звонницы в Печёрах (1903) он выбирает узкий, словно сжатый с боков холст, что можно в какой-то степени объяснить его собственными словами о Печёрских строениях: "Церкви XVII века, деревянные переходы на стене, звонницы — всё это тесно сжатое, даёт необыкновенно цельное впечатление"».
А.П. Соболев. «Художественные произведения Н.К. Рериха
в русских и зарубежных изданиях».
Назад в раздел