Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру?
Надземное, § 850

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Б.Н. Абрамов: философские грани музыки



Б.Н. Абрамов: философские грани музыки

03.03.2018
* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Фото 12

Фото 13

Фото 14

Фото 15

Фото 16

Фото 17

Фото 18

Фото 19

Фото 20


27 февраля в г. Туле в Музее Н.И. Белобородова состоялись Четвёртые Белобородовские музыкально-краеведческие чтения.
Эти Чтения традиционно проходят один раз в пять лет и объединяют музееведов, краеведов и музыкальных работников из Тульской области и др. городов Центральной части России. В рамках программы Чтений прозвучали выступление Башковой Н.В., к.ф.н., куратора Музея Б.Н. Абрамова, – «Б.Н. Абрамов: философские грани музыки» в сопровождении слайд-презентации и сообщение О.И. Филатовой, педагога, пианиста, члена Союза краеведов России, – «Многолиственный Лотос» Бориса Абрамова (1897-1972): этический смысл живой музыки». По завершении выступлений участники Чтений прослушали музыкальное произведение на стихи и музыку Б.Н. Абрамова «Устремленное сердце». Присутствующие в зале с интересом и вниманием отнеслись к творческому наследию Б.Н. Абрамова. Некоторым участникам Чтений были подарены буклет о Б.Н. Абрамове, книга его стихов и рассказов, набор репродукций его акварельных работ, а также желающие взяли на память «Цветок духовных качеств».

Башкова Наталья Валентиновна,
канд. филос. наук,
редактор издательства «Директ-Медиа»,
куратор Музея Б.Н. Абрамова в г. Венёве

 

Б.Н. Абрамов: философские грани музыки

Борис Николаевич Абрамов (1897–1972) – духовный последователь всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха и философа-гуманиста Елены Ивановны Рерих. В историю русской культуры он вошёл прежде всего как автор уникального многотомного труда – нравственно-философских записей, получивших при издании (с 1993 г.) название «Грани Агни Йоги»[1]. В этих книгах развиваются философские и духовно-практические аспекты Учения Живой Этики (или Агни Йоги), составленного Е.И. и Н.К. Рерихами. Мировоззренческие идеи Б.Н. Абрамова гармонично выражены также в его поэтическом, музыкальном и живописном творчестве.

До наших дней дошла лишь часть его многообразного наследия. Это связано с тем, что судьба Бориса Николаевича сложилась очень непросто. Будучи студентом юридического факультета Московского университета, он был призван в 1916 г. в армию, а позже как офицер Белой армии прошёл всю Гражданскую войну, в том числе трагический Великий сибирский ледяной поход, и вынужденно покинул Родину в 1920 г. Долгие годы он жил в китайском городе Харбине, ставшем крупным центром русской эмиграции на Востоке.

В Харбине Борис Николаевич работал химиком-лаборантом в организациях Китайско-Восточной железной дороги, заведующим студенческим клубом в Христианском Союзе молодых людей. В 1950-1959 гг. в Харбинском Политехническом институте был преподавателем русского языка и консультантом китайских преподавателей русского языка.

В 1934 г. произошла судьбоносная встреча Б.Н. Абрамова с Н.К. Рерихом и его сыном, востоковедом Ю.Н. Рерихом, посетившими Харбин во время Маньчжурской экспедиции. Борис Николаевич глубоко проникся духовно-философскими и культурно-просветительными идеями Рерихов, стал сотрудником Русского комитета Пакта Рериха по защите культурных ценностей. С 1936 г. и до конца жизни Елены Ивановны Рерих Б.Н. Абрамов состоял с ней в переписке, имевшей глубокий, сердечный характер.

По завету Рерихов Борис Николаевич с женой Ниной Ивановной стремились вернуться на Родину, что удалось им осуществить в 1959 г. С 1961 г. и до конца жизни Абрамовы жили в г. Венёве Тульской области. Здесь же они оба похоронены.

С 1993 г., когда стали публиковаться философские записи Б.Н. Абрамова, почитатели наследия Рерихов широко узнали о его имени и творческом наследии. С 1997 г. в Венёве стали проходить ежегодные Абрамовские чтения (до 2017 г. – Венёвские). Они проводятся в выходной день, ближайший к дате его рождения – 2 августа. С 2011 г. организатором Чтений стал Тульский Рериховский исследовательский центр (ТулРИЦ). Абрамовские чтения объединяют людей из самых разных уголков России и стран ближнего зарубежья. Они носят культурно-просветительный, исследовательский характер.

В 2017 году, когда мы отмечали 120-летний юбилей со дня рождения Б.Н. Абрамова, в г. Венёве Тульской области усилиями общественности открыт Музей его имени[2]. Музей создан как филиал музейного комплекса «Музей Н.К. Рериха» Сибирского Рериховского Общества (СибРО, г. Новосибирск). Его работа ведётся на волонтёрской основе сотрудниками двух организаций – ТулРИЦ и СибРО. В Музее многогранно представлен его жизненный и творческий путь. Экспозицию составили редкие фотографии, скан-копии архивных документов, личные вещи, издания трудов мыслителя, высококачественные репродукции живописных работ Н.К. Рериха и Б.Н. Абрамова.

На жилом здании, построенном в середине 1980-х гг. на месте дома, где последние 7 лет жили Абрамовы, обновлена в 2017 г. Мемориальная доска с барельефом мыслителя[3]. Годом ранее, в 2016 г., возле торца этого здания создан Сквер имени Б.Н. Абрамова. Сквер стал звеном памятного туристического маршрута, местом отдыха и прогулок для жителей и гостей города.

В 2015 г. автором статьи была подготовлена передвижная философско-художественная выставка «Верхний путь Духа: жизнь и творчество Б.Н. Абрамова». Она экспонировалась в филиале Центральной библиотеки и в Доме культуры Венёва (08.2015 – 02.2016 гг.), в Государственном Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге (10.2015 г.), в Тульском областном художественном музее (02-03.2016 г.) и параллельно прошла в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына в Москве (02-04.2016 г.)[4].

Б.Н. Абрамов был всесторонне образованным человеком: любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, разбирался в технике. Писал стихи и рассказы на духовно-нравственные темы, играл на фортепиано и сочинял музыку, рисовал акварели – пейзажи и символические картины. Одним из его любимых произведений, которое он сам часто исполнял, была первая часть «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена. Он обладал красивым голосом и пел в кругу друзей.

Литературное, музыкальное и живописное творчество Б.Н. Абрамова наполнено стремлением передать красоту и одухотворённость жизни, проникнуть в тайны скрытой от глаз, тонкой реальности, доступной чистому сознанию человека. Содержание его произведений отражает глубокое проникновение в сущность духовно-философских идей Учения Живой Этики.

Поэтические произведения Б.Н. Абрамова внутренне музыкальны, и неслучайно некоторые из них были положены им на музыку. До нас дошли ноты 15-ти его вокальных произведений[5]. Все они написаны на его собственные стихотворения. С 2007 г. вокальные произведения Б.Н. Абрамова исполняются солистами Новосибирского театра оперы и балета. В Музее Н.К. Рериха в Новосибирске регулярно проходят концерты, где звучат эти произведения.

И.К. Дмитриев, пианист, композитор, заслуженный деятель культуры Республики Алтай, определяет жанровую принадлежность музыкальных миниатюр Б.Н. Абрамова как духовную музыку с элементами других жанров: «…В «Устремлённом сердце» совершенно явные черты романса начала XX века. Произведение «Поют струны» – это как бы импровизация, сродни той, что мы встречаем в пении алтайских сказителей... «Олень» – это типичная баллада. Произведение «Чертя крылом» по жанру также близко к балладе или, скорее, к рапсодиии…»[6]

Музыкально-поэтические произведения Б.Н. Абрамова построены на ярких, запоминающихся метафорах («На цветущих лугах», «Ёлочка») и выразительных противопоставлениях («Жемчужины», «Олень»). В образной форме с помощью звука и слова здесь передаются глубокие философские идеи о многомерности человеческой природы, присутствии в ней света духа, озаряющего сознание, о неутолимом стремлении человека к своей высшей, небесной родине.

Рериховед Н.Д. Спирина, обращаясь к анализу творчества Б.Н. Абрамова, отмечала, что в нем «ярко вырисовываются три основные темы: земная жизнь, надземное существование и путь к Высшему Миру. …Тягостен мир земной. Ничто земное не привлекает поэта. …Он утверждает, что цель земного существования – это найти путь к Красоте Высших Миров. …Поэт считает, что препятствия, правильно понятые, не только не мешают, но именно способствуют восхождению»[7].

Лейтмотивом в музыкально-поэтическом творчестве Б.Н. Абрамова звучат темы горнего пути, символизирующего духовное восхождение человека («Путь горний»), смысла жизни («Что пользы?»), неустанной борьбы и преодоления себя и жизненных испытаний («Жемчужины», «Чертя крылом»), сердечного обращения к духовному Учителю как ведущему и руководящему началу («Устремлённое сердце горит…», «Кавказ, Алтай»). Одно из произведений посвящено Е.И. Рерих («Из туманных глубин неосознанных дней…»), другое («Холм») написано по картине Н.К. Рериха «Сам Вышел».

В творческом наследии Б.Н. Абрамова нашло отражение философское осмысление музыки как звукового аспекта мировой жизни и каждой её формы, от простейшей до высокоорганизованной. По его мысли, весь окружающий мир пронизан звуками и музыкой. В дневниковых записях он отмечал: «Музыка – одна из великих радостей Бытия. Ею наполнено и переливается пространство»[8]. «Звуковой аспект Космоса беспределен, как и сам Космос. (…) Все в Природе имеет свою ноту, или звуковой ключ. Каждый кристалл звучит, и каждый по-своему. Все металлы и все элементы химической шкалы Менделеева различаются своей звуковой тональностью. Каждая травинка, каждый цветок звучат по-своему. Цветущая яблоня – это симфония торжествующей жизни»[9]. «Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету»[10]. Таким – пантеистическим, всё-оживляющим было мировосприятие Бориса Николаевича.

В этом философском контексте определенную звуковую характеристику имеет и каждый человек. «Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство. (...) Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. …Жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония – это разрушение, разложение и смерть. (…) Равновесие, гармония и созвучие консонанса – формы выражения согласованности духа»[11].

Сознание каждого человека представляет собой смешение противоречивых мыслей, чувств и желаний, как светлых, созидательных, консонансных, нравственных, так и негативных, безобразных, диссонансных, эгоистических. В сердце человека происходит постоянная, ежеминутная борьба прекрасного и безобразного, созвучного с высшими ценностями жизни и идеалами добра и противостоящего им, диссонансного. По мысли Б.Н. Абрамова, от того, каких элементов больше в человеке, что побеждает в нем в ситуациях выбора и принятия решений, чему он отдаёт предпочтение, зависит напрямую общий душевный настрой человека, его мелодия духа.

Человек может сознательно влиять на состояние своего сознания, своего микрокосмоса. Главный путь к этому – нравственное совершенствование, самоконтроль, дисциплинированность, когда человек сознательно отслеживает появляющиеся у него мысли и чувства, оценивая их по шкале добра и зла, бескорыстия и личной выгоды, красоты и безобразия, самоотверженности и эгоизма, заботливости и равнодушия, мужества и трусости и т.д.

В записях Бориса Николаевича часто встречается метафорам «арфа духа», которая ярко выражает идею возможности и необходимости самонастраивания себя, работы над собой, своим характером. Он подчеркивает многогранную пользу замены преходящих, сиюминутных настроений более устойчивым, сознательным настроем себя, своего мышления на позитивной, созидательной волне жизни.

Огромную помощь в совершенствовании оказывает возвышенная классическая музыка, как её прослушивание, так и тем более обучение игре на музыкальных инструментах, а также пение, особенное хоровое. Уже в 1950-1960-е годы Борис Николаевич отмечал, что консонансные звуковые аккорды и вибрации человеческого голоса способны как успокаивать нервную систему человека, так и активизировать её, а также лечить и давать прилив сил. Особенно важной и ценной идеей в его творческом наследии является утверждение о мощном нравственном влиянии красивой, глубокой музыки на сознание человека, несущей ему духовное очищение, облагораживание, возвышение.

Б.Н. Абрамов писал: «Много есть способов приведения сознания в возвышенное состояние. Одним из них является музыка и пение. С древних времен прибегали к этому методу. Звук вообще действует на нервную систему очень сильно. Звук человеческого голоса – особенно. Каждая песня, каждая мелодия, каждая симфония действуют по-разному. Многое зависит от вибрационного ключа микрокосма. (…) По склонности человека к той или иной музыке можно судить о нем самом. Мысленно вызывая из памяти тот или другой мотив, можно настраивать себя на желаемый лад»[12]. «…Музыкой очищаем жизнь, музыкой говорим с Высшим Миром и приобщаемся к Нему. Музыкой процветаем и утончаемся. Вибрации музыки благотворны и жизнедательны. Медицина будущего будет лечить музыкой. … Музыка – проводник красоты. Огонь в форме звуков. Целительная благодать»[13]. Много внимания он также уделял мощной силе ритма и синтетического единства звука, цвета и аромата на совершенствование человеческой природы.

Долгие годы Борис Николаевич вёл философские занятия с группой молодых людей. По воспоминаниям её членов, он обращал большое внимание на развитие их собственных творческих способностей. Примечательно, что одна из его учениц О.С. Кулинич закончила консерваторию в Сиднее (Австралия) и успешно выступала как музыкант-исполнитель, писала стихи и прозу. Еще одна ученица Н.Д. Спирина стала не только выдающимся рериховедом, но и глубоким поэтом. При этом, она, окончив Харбинскую Высшую музыкальную школу имени А.К. Глазунова по классу рояля, всю жизнь работала преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе новосибирского Академгородка.

В заключение отметим, что относительно небольшое в количественном отношении музыкальное творчество Б.Н. Абрамова несёт в себе глубокие, жизнеутверждающие идеи, наглядно и образно воплощая философское мировоззрение мыслителя. Его взгляды на искусство и творчество созвучат космической философии Учения Живой Этики, которая сейчас успешно разрабатывается исследователями в русле философии русского космизма.

 




[1] К 2018 г. опубликовано 27 томов нравственно-философских записей Б.Н. Абрамова, охватывающих период с 1951 по 1972 гг. Издание (и переиздание) их продолжается.


[2] Адрес Музея Б.Н. Абрамова: Тульская обл., г. Венёв, ул. Советская, д. 15, кв. 17. Режим работы –
по предварительной записи: 8-910-155-15-43. В Краеведческом музее г. Венёва также хранится личный фонд Б.Н. и Н.И. Абрамовых.


[3] Первая Мемориальная доска, посвященная Б.Н. Абрамову, была установлена к 110-летию со дня его рождения в 2007 г.


[4] Анонс выставки. URL: http://www.bfrz.ru/index.php?mod=static&id=1236 (дата обращения: 18.02.2018).


[5] Впервые опубликованы: Абрамов Б.Н. Путь Горний. Для голоса в сопровождении фортепиано: Нотный сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2009. 48 с. URL: http://sibro.ru/upload/pdf/books/abramov_bn_noty.pdf (дата обращения: 18.02.2018).


[6] Интервью с первыми исполнителями произведений Б.Н. Абрамова / Абрамов Б.Н. Путь Горний: Нотный сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2009. С. 6.


[7] Спирина Н.Д. Сребротканная нить / Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце: Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ СибРО, 2012. С. 560-593.


[8] Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце: Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ СибРО, 2012. С. 60.


[9] «Грани Агни Йоги». 1966 г., п. 225.


[10] «Грани Агни Йоги». 1964 г., п. 5.


[11] «Грани Агни Йоги». 1964 г., п. 5.


[12] «Грани Агни Йоги». 1964 г., п. 96.


[13] Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце: Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ СибРО, 2012. С. 61.